Тема сохранения улова не один раз уже поднималась в форуме, например
здесь. Где-то параллельно с темой сохранения рыбы идет и тема сохранения в жару продуктов, кулинарных изделий. Общие принципы известны: максимальная теплоизоляция предварительно охлажденных или замороженных продуктов путем помещения их в контейнеры или сумки с хорошими теплоизоляционными свойствами. Нередко в поездках практикуется использование автомобильных холодильников, в которые загружают охлажденные продукты и т.н. аккумуляторы холода, самодельные или промышленного изготовления. Вот на них я и хотел бы здесь немного подробнее остановиться..
Дело в том, что передо мной встала задача: в поездку длительностью 7-8 часов взять с собой хранящиеся в морозильной камере колбасные изделия, самодельные колбасы и ветчины разных сортов. Хотелось бы довезти их к месту назначения не только неиспортившимися
, максимально холодными, а в идеале неоттаявшими, чтобы вновь поместить их в морозилку (мно-ого колбас для любимых внуков накрутил, сразу все не слопать
).. Ясное дело, что для этого нужно и продукты, и аккумуляторы холода охладить, заморозить их по максимуму..
Поэтому для меня встал вопрос повышения эффективности имеющихся у меня в количестве 6 шт. аккумуляторов холода Pozis (см. вложенное фото). Хотя акки эти у меня уже много лет, но я невнимательно изучил их конструкцию, думал, что их полиэтиленовые корпусы наглухо заварены-запаяны. Оказалось, что это не так, пробки наружные довольно просто снимаются, так же несложно извлекаются при помощи неострого ножа и внутренние пробочки. Таким образом, жидкость в аккумуляторах легко можно при желании заменить, обновить..
А что ж там за жидкость, в этих самых аккумуляторах? Чаще всего это раствор поваренной соли NaCl в воде. Смысл добавления соли в воду прост - это снижает точку ее замерзания, отодвигая температуру фазового перехода вплоть до -20 градусов, что повышает эффективность аккумуляторов, способность их дольше поддерживать в термоконтейнерах низкую температуру. Иногда рассол подкрашивают чисто для декоративных целей. Кроме того, применяются аккумуляторы холода с загущенным рассолом гелеобразной структуры. Делается это для того, чтобы снизить конвективные свойства наполнителя, то есть замедлить повышение его температуры при работе. Чаще всего в качестве загустителя применяется карбометилцеллюлоза (КМЦ), т.е. обойный клей, есть рецепты загущения рассола при помощи пищевого желатина. В принципе, тут неважно, чем загустить рассол, лишь бы уменьшить до определенных пределов его конвекцию, перемешивания. Есть и другие виды наполнителей в аккумуляторах холода, но на них я останавливаться не буду..
Так вот, от варианта с загущением рассола я, поразмышляв, отказался по одной простой причине: такой гелеобразный раствор при необходимости будет очень трудно извлечь из корпуса аккумулятора - уж очень невелик диаметр отверстия в пробке. Поэтому, для начала, решил оценить параметры того рассола, что был в акках. Слив рассол в банку, замерил его температуру, в другую банку налили чистой воды такой же температуры, для сравнения показаний плотности. Имеющимся у меня автомобильным ареометром измерил плотность воды (как и ожидал, ареометр показал начальную отметку, единичку) и рассола. Она составила около 1,08 г/куб.см. По найденным в инете таблицам определил, что это соответствует содержанию соли около 11% (при температуре около 20 град). В свою очередь, это соответствует температуре замерзания 7,5 град ниже нуля и теплоемкости примерно 3,7 кДж/кг град. Для сравнения, теплоемкость чистой воды при 20 град составляет 4,18 кДж/кг.град.
Поставив цель сместить максимально точку замерзания, я решил изготовить рассол близкий к т.н. эвтектическому. Температура его таяния (криогидратная точка) -21,2°С, при концентрации соли в растворе 23,1% по отношению к общей массе смеси, что примерно равно 300 г соли на 1 л воды. При дальнейшем повышении концентрации соли происходит не понижение температуры таяния льдосоляной смеси, а повышение ее (при 25%-ной концентрации соли в растворе к общей массе температура таяния повышается до -8°С).
Таким образом, в конечном итоге я растворил в полулитре воды 150 грамм соли, соль растворилась не сразу, но после нескольких перемешиваний практически полностью. Измеренное значение плотности составило 1,18 г/куб.см. Это соответствует температуре замерзания -23 град и теплоемкости примерно 3,3 кДж/кг град.
Установил свою морозилку Liebherr в режим Superfrost и температуру -32, за ночь рассол в аккумуляторе полностью замерз..
В принципе, учитывая, что основными, экономичными режимами в моей морозилке является -18 - 20 град, можно уменьшить концентрацию соли до чуть менее 21 процента, что как раз и будет соответствовать этой температуре. То есть соли можно отмерить примерно 280 грамм на литр. Так я, наверное, и сделаю для оставшихся пяти аккумуляторов..
В завершение скажу, что хранение таких вот замороженных аккумуляторов холода в морозильных камерах (при условии наличия в них свободного места, конечно) позволит не только растянуть гистерезис, сделать менее частыми включение-отключение камеры, что повышает экономичность камеры, но и позволит уменьшить риск порчи продуктов в случае длительного отключения электроэнергии..
Источники:
-
ссылка раз-
ссылка дваЗЫ. Замечательные по соотношению цена-качество термосумки, точнее термопакеты с ручками продаются в магазинах Ермолино. Раньше они стоили всего 50 руб., задарма, практически, отдавали. Теперь их стоимость равна сотне, но в случаях, когда надо срочно, оперативно транспортировать горячие или наоборот охлажденные подукты на небольшое время, и нет под рукой ничего более капитального, эти пакеты очень даже себя оправдывают, лично проверял и не раз..