ПОДБОР УПЛОТНЕНИЙ (О-РИНГОВ) ДЛЯ ФОНАРЕЙ PAISEN ST1-A (BORUIT RJ-2013)
В этой заметке я хочу рассказать, как подобрать уплотнения для этих фонарей, обеспечивающие их более-менее надежную герметичность под водой. Ибо то, что установлено на фонаре изначально, в качестве водозащиты применимо разве только от брызг.. Возможно, эти рекомендации помогут кому-нибудь при подборе уплотнений и для других моделей фонарей, а также и подводных ружей, ибо принципы подбора одинаковы..
На фонарях этих типов установлено три уплотнения. Первое, то, что стоит между "короной" и стеклом, практически не в счет. Это силиконовое колечко разве что от бряцания стекла защитит, но не от воды. Но, к счастью, конструктивно корпус светоголовки и отражатель выполнены таким образом, что можно использовать нормальное, кольцевое резиновое или силиконовое уплотнение. Главное - точно подобрать размер. А для подбора размера нужно знать три основных цифры.
Это:
- внутренний (наименьший) диаметр посадочного места (скажем, канавки под О-ринг или диаметр отражателя);
- внешний (наибольший) диаметр посадочного места ("заходная" часть корпуса, навинчивающаяся на уплотнение, или же внутренний диаметр корпуса светоголовки)
- ширина паза под О-ринги.
Тогда можно будет подобрать уплотнения по их размерам: наружному диаметру, толщине и внутреннему диаметру.
Но вначале я хотел бы сказать вот о чем. Уплотнения в фонарях можно по принципу работы разделить на два основных вида. Первый - это уплотнения между входящими друг в друга цилиндрическими частями корпуса. Обычно на внутренней части протачивается специальный паз, а внешняя часть имеет перед внутренней резьбой гладкий участок определенной длины, так называемый заход.
И вот тут самое время напомнить уже приводимые мной слова опытного подводного охотника и конструктора подводного снаряжения Валерия Васильевича Евтушенко:
"..Наружный диаметр смонтированного кольца должен быть минимум на 0.4 и максимум на 0.8 мм больше внутреннего диаметра цилиндра (деталь, в которую входят кольца).
Т.к. кольца имеют допуск, как по диаметру поперечного сечения, так и по наружному диам., то если меньше "0.4", то возможно плохое уплотнение (течь), а если больше "0.8", то это может привести к большим усилиям при скручивании и особенно при раскручивании уплотняемых деталей.
Ширина канавки под кольцо должна быть на 25...30% больше диаметра поперечного сечения кольца. Это чтобы кольцу было куда расширяться при монтаже уплотняемых деталей .."Кроме того, в случаях, когда трудно подобрать кольцо требуемых размеров, можно воспользоваться одной хитростью.. Нужно поискать колечко меньшего диаметра, чем нужно, а по толщине побольше. Тогда, если натянуть кольцо на внутреннюю часть, то его толщина несколько уменьшится, замерив внешний диаметр кольца можно сделать вывод, подойдет ли оно. Разумеется, данная рекомендация работает в известных пределах - прочность резинового кольца не беспредельна, да и усилие, растягивающее кольцо, не в лучшую сторону может отразиться на долговечности уплотнения..
Второй вариант работы уплотнений - это тогда, когда кольцо уплотняется сжатием в его плоскости. Например, такое уплотнение нередко используется для стекла фонарей. И вот тут нужно четко понимать три вещи. Первая - кольцо, работающее данным способом в данном месте не стоит смазывать, в отличии от колец, работающих по первому принципу (да и те рекомендуется смазывать лишь по наружному краю, после установки). Второй момент - поскольку усилие сжатия, передающееся от короны через стекло не может быть беспредельным (стекло ведь, мало ли что), то и уплотнение желательно подбирать помягче, из "незадубевшей" резины, а лучше - из силикона. И третий важный момент - уплотнение должно обязательно устанавливаться ПОД стекло, а не между стеклом и короной, снаружи. Тогда при погружении на глубину, при повышении давления на стекло, уплотнение будет еще сильнее сжиматься и еще лучше герметизировать светоголовку, а не наоборот..
Ну вот, а теперь самое время перейти от теории - к практике.. Приведу с некоторым приближением (измерял обычным штангенциркулем, да и размеры фонарей разных моделей и партий могут отличаться) основные размеры под уплотнения на своем фонаре BORUIT RJ-2013:
1- Уплотнение стекла:
- Диаметр наружный (внутренний диаметр корпуса светоголовки) - 65,2 мм
- Диаметр внутренний (наружный диаметр отражателя в верхней его части) - 59,4 мм
- Высота цилиндрической верхней части отражателя - 6,8 мм
- Глубина "канавки" под О-ринг (расстояние от края отражателя до уступа корпуса светоголовки под резьбой) - 2,7 мм
- Диаметр стекла - 63 мм.
2. Уплотнение корпус - светоголовка:
- Диаметр заходной части светоголовки - 49,8 мм
- Диаметр канавки корпуса - 46,4 мм
- Глубина заходной части светоголовки - 2,5 мм (минус примерно 1 мм фаска)
- Ширина канавки - 2,0 - 2,2 мм в разных местах
3. Уплотнение корпус - задняя крышка:
- Диаметр заходной части корпуса - 46,5 мм
- Диаметр канавки на задней крышке - 43 мм
- Ширина канавки на задней крышке - 3 мм
Теперь приведу размеры стоковых уплотнений, на всякий случай:
Силиконовое уплотнение НАД стеклом (устанавливается во внутреннюю проточку "короны"):
- диаметр наружный - около 64 мм
- ширина - около 2 мм
- высота - около 1,2 мм
Резиновое уплотнение между светоголовкой и корпусом:
- 42 х 38 х 2 мм
Резиновое уплотнение между корпусом и задней крышкой:
- 47 х 43 х 2 мм
Хотя, не исключено, (судя по посадочным диаметрам) что изначально уплотнения на корпусе были одинакового размера, просто на задней крышке О-ринг под действием герметика подрастянулся..
А теперь самое главное, где и какие можно найти уплотнения под эти размеры.. По наводке Рамиля (если не ошибаюсь) даю адрес одного магазина фирмы "Башрезина": г. Уфа, ул. Жукова, 39 (мрн Сипайлово, недалеко от перекрестка Жукова-Гагарина). Звонил сегодня туда, подтвердили, что работает магазинчик, правда, режим работы в будние дни не очень удобен, до 18 час.
Вот
ССЫЛКА на каталог резиновых кольцевых уплотнений, которые (по идее) есть в магазине.
Что мы там видим? Для уплотнения стекла нужен О-ринг под размер "канавки" шириной (65,2 - 59,4)/2 = 2,9 мм. При этом глубина канавки составляет 2,7 мм. Нужно, чтобы О-ринг плотно входил в паз между рефлектором и головкой, и при этом по высоте немного выступал над рефлектором Тогда "запирание" для воды в этом месте будет надежным. Из всех размеров, что по ссылке наиболее близким по размерам является кольцо 060-065-30-2-2 (65 х 60 х 3 мм). Но на всякий случай я бы, наверное, попробовал и О-ринг с обозначением 060-066-36-2-2 (66 х 60 х 3,6 мм)...
С уплотнениями на корпусе дело обстоит следующим образом. Расчетная половинная разница в диаметрах, то есть "зазор" для уплотнений равны (49,8-46,4)/2=1,7 мм и (46,5-43)/2=1,75 мм. То есть, как бы двухмиллиметровой толщины кольца должны подойти, "на глазок".. Правда, если взять, к примеру, 46,4 + 2х2 = 50,4 мм и вычесть 49,8, то получится 0,6 мм разницы, то есть вполне нормально по Евтушенко..
Однако между корпусом и светоголовкой из предлагаемых размеров с толщиной кольца 2 мм нет, да и не надо. Потому что "родные" кольца такой толщины, как показывает практика, слишком "слабоваты" и доверить им герметичность, да еще не в парном исполнении а поодиночке, я бы не советовал... А вот из колец диаметром 2,5 мм "с натягом" подойдет, пожалуй, позиция 040-044-25-2-2 (44 х 40 х 2,5 мм). Если будет чересчур туго заворачиваться, можно попробовать уплотнение меньшего размера, 037-041-25-2-2 (41 х 37 х 2,5). Толщина кольца "подсядет", скорее всего, допустим, до 2,2 мм. И что там получается по евтушенковской методе? 46,4 + 2х2,2 = 50,8 мм. Минус те же 49,8 мм, получим 1 мм. На четыре десятки "плотнее", чем в "стоке", возможно это и будет "то, что доктор прописал"..
Аналогично, для заднего уплотнения выбираем те же кольца, 040-044-25-2-2 (44 х 40 х 2,5 мм) или 037-041-25-2-2 (41 х 37 х 2,5). Первый вариант, наверное, будет более предпочтительным, ибо в данном месте можно закрутить и потуже, заднюю крышку снимать придется разве что для ремонта (замены кнопки), а вот переднее уплотнение на корпусе должно быть "ходовым"...
Ну что же, после такого теоретического спича остается выбрать время, слетать в тот магазин и рассказать, какое из колец реально подошло. Вообще, при покупке, учитывая невысокую, скорее всего, цену на уплотнения, лучше на всякий, брать их в запас, а если неизвестен точный размер (нет под рукой нерастянутого, не потерявшего геометрию оригинала) можно брать колечки и рядом расположенного типоразмера не только по диаметру, но и по толщине - а вдруг да подойдет, со смазочкой-то (но цитату от Евтушенко все же надо иметь ввиду!). Например, для задней крышки можно прикупить на всякий случай колечки толщиной не 2,5, а аж 3 мм (035-040-30-2-2), там вполне ничего так фаска на заходной части, с миллиметр примерно...
Благодарю всех, кто набрался терпения прочитать до конца мою нелаконичную рассуждалку..