Всем привет!
Получил намедни заказанные в Бериледе диоды, XM-L2 U2 на медной подложке SinkPad, и в воскресенье вечером, после возвращения домой от друзей с празднования Пасхи, заменил в своем фонаре SpeedVolf стоковый диод XM-L T6. Немного подробнее о том, зачем я вообще решил заменить диод на фонаре...
Дело в том, что при заказе фонаря на Алиэкспресс есть возможность выбора типа диода, T6 или U2. Я заказывал с T6. В принципе, диод светит очень неплохо, свет не столько холодный, сколько (на мой взгляд) ближе к нейтральному. Но, как известно, диоды XM-L2, светят ярче, чем XM-L, а подложка нового типа, SinkpAD (они выпускаются двух типов, алюминиевые и медные), за счет своей повышенной эффективности в плане теплоотведения позволяет снизить температуру собственно диода. Что дает также некоторое повышение светоотдачи, вкупе с существенным повышением надежности, долговечности светодиода, снижению риска деградации диода от повышенной температуры. С другой стороны, это позволяет повысить при необходимости ток через диод, его мощность без риска перегрева диода. Что же касается выбора, T6 или U2, тут все получилось не так просто...
Как известно, в общем и целом диоды U2 светят по идее более холодным светом, чем диоды менее холодной группы T6 (но это именно "в общем", а частности могут быть разными, например,
такими. У стоящего на моем фонаре диода свет в плане "холодности", с учетом нашего среднестатистического позрака был уже и так как бы на пределе по температуре. Холодные диоды, как известно, сильнее слепят светом, отраженной в воде от взвеси. И ставить на фонарь пусть и более яркий, но светящий мертвенно синим светом диод мне как-то не очень хотелось.. Но в том-то все и дело, что диоды U2, что я раньше уже заказывал для апгрейда своего "клона" MJ-810, светят более теплым светом, что виденные мной ранее диоды T6! Не исключаю, что бериледовцы специально, с учетом наших, пресноводных реалий, и заказали именно такие диоды, с учетом их будущей востребованности покупателями. Поэтому я, пока интернетторговля в Россию на украинских сайтах не "накрылась" медным тазиком (в силу известных политических событий), и решил поскорее выписать еще такой же диод XM-L2 U2 на замену штатного на своем "Шустром Волке". Бериледовские диоды XM-L2 U2 светят в хотспоте нейтрально-теплым белым светом, лишь на засветке, на периферии, где интенсивность света существенно ниже центрального пятна, дают синеватый оттенок..
Итак, после этого вступления, как повелось
, предлагаю вашему вниманию иллюстрированный отчет-инструкцию по проделанной работе..
Отвинчиваем переднюю, головную часть фонаря от тубуса. Берем деревянную палку и, упирая ее в вырезы на короне, свинчиваем корону с фонаря. Достаем отражатель, пластиковую накладку-пленку на диод. Затем при помощи тонкогубцев или штангенциркуля выкручиваем с внутренней стороны светоголовки резьбовое кольцо, которое прижимает драйвер. Шилом подковырнув драйвер, достаем его из корпуса, оставляя висеть на проводах (скорее всего он, как в моем случае, будет приклеен небольшим количеством термоклея). Отпаиваем выводы драйвера от светодиода. Поскольку выводы из провода одного цвета, желательно помаркировать их чем-нибудь, во избежание перепутывания полюсов (для диода или драйвера это может быть фатально). Затем вынимаем из светоголовки диод. Поскольку он весьма надежно приклеен термоклеем, советую не пытаться выковыривать диод шилом или еще чем, а просто выпрессовать (выколотить) драйвер при помощи к.л. подходящего штока диаметром миллиметра 3, благо, что для этого имеется отверстие в перемычке светоголовки, на которую клеится диод. Получаем в итоге такой вот ассортимент внутренностей светоголовки:
Зачищаем остатки термоклея, штатный диод убираем в запас (он весьма неплох и вполне может еще пригодится для апгрейда других фонарей с менее мощными диодами).
Для зачистки посадочного места под диод, как оказалось, очень удобно пользоваться специальной металлической "кисточкой"-насадкой и дремелем:
Для улучшения теплоотвода наносим тонким равномерным слоем термопасту на нижнюю сторону подложки диода и на посадочное место. Я использовал серебросодержащую высокоэффективную термопасту, которую ранее выписал также на Бериледе:
Заодно, раз уж разобрал фонарь, решил сделать небольшую доработочку драйвера. Как я писал ранее, плюсовой контакт на плате драйвера представляет из себя участок фольгированной поверхности в центре платы. С учетом того, что весь драйвер, за исключением этой центральной области, покрыт довольно-таки приличным по толщине слоем лака, возможны определенные трудности с контактом драйвера с аккумуляторами, имеющими широкий "плюс". Именно так у меня и получилось с аккумуляторами 26650 от KeepPover. Чтобы не заморачивается каждый раз с установкой тонкого, полуторамиллиметрового цилиндрического ниодимового магнитика, я решил припаять на плюсовый входной контакт драйвера небольшую пружиночку, в качестве которой использовал половину пружинки от неисправного "клоновского" драйвера:
Припаиваем аккуратно провода драйвера к светодиоду (не перепутайте полярность!). Ставим драйвер на его посадочное место (обратите внимание, датчик Холла на драйвере должен "смотреть" точно на магнитный выключатель, с обратной стороны платы на этом месте нанесен логотип). Завинчиваем плотно, но без фанатизма, резьбовое колечко, крепящее драйвер и передающее контакт с его "минуса" на корпус. Далее ставим на диод защитную пленочку, вставляем отражатель, закручиваем корону (желательно перед этим обдуть рефлектор резиновой грушей от пыли и смазать внутренний О-ринг под короной силиконовой смазкой). Проверяем работу фонаря, его герметичность. В заключение даю пару бимшотов с разного расстояния. Слева "клон", справа - проапгрейденный SpeedVolf:
Как видим, температура света у фонарей стала одинаковой, именно такой, какой я, собственно, и добивался. Хотя на бимшотах, сделанных "в упор" разница в силе света и его температуре на первый взгляд не столь очевидна, как при свечении на расстоянии, особенно по контрастным объектам типа деревьев (ИМХО, лучший объект для теста, сравнения фонарей вне воды). Вот, еще раз, для наглядности, приведу снимки сравнения клона и SpeedVolf-а ДО переделки, выложенные мной в этой теме ранее.
Естественно, по яркости хотспота "клон" как был, так и остался "впереди планеты всей". Ну, да это и не удивительно, с его-то зеркальным и глубоким рефлектором. Зато у SV хотспот хоть и стал, как мне показалось, несколько более концентрированнее, остался тем все же более широким, чем у клона, к тому же с менее резкой границей с засветкой. Думаю, за счет этого SpeedVolf будет весьма комфортен в условиях ночной охоты, а клон, с его ну очень ярким хотспотом, будет эффективен во время охоты дневной.. Кроме того, не будем забывать, что клон светит на лучших аккумуляторов на максимуме пару часов, от силы 2.5 часа, а вот SV светит на максимуме на стоковых аккумуляторах 6 часов 40 минут (проверено)... А при необходимости можно будет всегда "поддать жару" на светодиод, увеличить ток на нем (естественно, с соответствующим уменьшением времени свечения). Но нужно ли делать это или нет, окончательно для себя я решу после натурных испытаний в условиях реальных охот...