Отчеты о рыбалках видны только зарегистрированным пользователям!


Часовой пояс: UTC + 5 часов





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.

  Зарядные устройства для АКБ: выбор, опыт эксплуатации
Автор Сообщение
    СообщениеДобавлено: Ср дек 05, 2018 2:44 pm 
Кит
Кит
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 7023
Зарегистрирован: Пн фев 02, 2009 11:24 am
Откуда: Уфа, Черниковка, тел. - в личку
Благодарил (а): 394 раз.
Поблагодарили: 2486 раз.
Решил открыть отдельную тему по зарядным устройствам (ЗУ), используемым для зарядки автомобильных и других аккумуляторов, так как не нашел подобной темы в автоветке форума..
Поводом к этому послужила недавняя покупка ЗУ. Перед этим прошляпил я проверить аккумулятор на своем авто, подзарядить его, при необходимости, перед зимними холодами. А машина простояла с месяц на стоянке, правда, и потребителей энергии, кроме авточасов, не было у АКБ (даже сигналка у минэ ек). Тем не менее, утром машина не завелась, коленвал еле-еле провернулся полоборота и усе.. Приехал...
Хотя аккумулятор ("Зверь" 60АЧ) честно отработал ровно 6 лет, но я все же решил его зарядить для начала. Но чем? Дело в том, что зарядки-то у меня были, аж две. Но одну, китайскую, типа полный автомат, я сразу после покупки как-то не полюбил (черт знает, как она там заряжает, светодиоды чего-то там бегают и ток максимальный заявленный близко не держит). А вторая зарядка, Imax B6, у меня для заряда литиевых акков используется, для подводных фонарей. Нет, в принципе ей, конечно, можно и автоАКБ зарядить, ток заряда до 5 А позволяет. НО решил все же взять отдельную зарядку для автоаккумулятора..
Выбор был недолог, ибо я еще раньше положил глаз на питерское ЗУ "Кулон". Они разных моделей бывают, я решил взять с жидкокристаллическим дисплеем и на ток 15 ампер, а именно Кулон 715d. ЗУ Кулон 707d отличается вдвое меньшим максимальным током заряда, но я решил, что запас по мощности не помешает...
Вот фото коробки ЗУ, внутри довольно толковый паспорт-инструкция, сетевой провод и провода с клеммами и крокодилами укладываются за крышку, в заднюю часть ЗУ:



А вот фото ЗУ в процессе заряда:



Особенностями этих ЗУ, 815d и 707d, как и их чуть более дешевых разновидностей, с стрелочными приборами (в названии индекс А вместо D), является то, что процесс зарядки идет в стандартном двухэтапном режиме (сначала с постоянным током, потом с фиксированным напряжением), но зато есть возможность вручную выставить не только ток зарядки, но и максимальное напряжение заряда. Причем, параметры напряжения и тока устанавливаются с дискретностью 0,1. Такая возможность установки напряжения заряда очень желательна при зарядке некоторых типов аккумуляторов. Кроме того, в ЗУ с дисплеем присутствует приятный бонус - индикация суммарного времени заряда и, что нечасто бывает в автомобильных ЗУ, индикация энергии (в Ач), переданной ЗУ аккумулятору. Кроме того, если соединить клеммы АКБ с ЗУ при отключенном от сети 220в питании, дисплей показывает напряжение на АКБ (естественно, без нагрузки).
Вентилятор ЗУ регулирует обороты в зависимости от тока заряда. На максимальных токах вентилятор довольно шумный, но и эффективный, дует из щелей на верхней крышке корпуса весьма прилично..
Алгоритм работы с ЗУ был для меня несколько непривычным, по сравнению с ЗУ, с которыми раньше приходилось иметь дело. Вначале подключаем подлежащую зарядке АКБ к клеммам, смотрим напряжение, косвенно и приблизительно, по известным таблицам, оцениваем степень заряженности (или разряженности, если хотите). В принципе, это вовсе не обязательный этап. Далее при отсоединенной АКБ включаем ЗУ, левой ручкой устанавливаем максимальное напряжение заряда. У разных типов аккумуляторах оно отличается, если нет данных на самом АКБ, ищем информацию в Сети. :) Кстати, данное ЗУ может настраивать напряжение в пределах от 6 до 15 вольт, что позволяет заряжать не только 12-вольтовые аккумуляторы, но и 6-вольтовые.. В то время, когда крутишь рукоять, показания на дисплее моргают, через три-четыре секунды после остановки рукояти цифры на индикаторе моргать перестают, и показывают не устанавливаемое, а установленное выходное напряжение на клеммах прибора. Затем выставляем (также не подключая АКБ) ток заряда и лишь потом накидываем крокодилы на клеммы батареи. Кстати, никакого заметного искрения, даже при большом выставленном токе, не происходит - ЗУ "мягко" включает нагрузку..
Показателем полной зарядки аккумулятора является уменьшение тока до 0-0,1А. Убираем потенциометры тока и напряжения, скидываем клеммы с АКБ, выдергиваем вилку провода питания от сети (выключатель в ЗУ не предусмотрен).
Итак, померил я напряжение на своем аккумуляторе, составило оно 12,1 вольт. Но это без нагрузки а под стартером... :unknown: Выставил напряжение 14,2 вольт, ток в одну десятую от емкости (6 ампер) и алга вперед.. Через некоторое время посмотрел на показания дисплея, сравнил минуты с отдаваемой энергией - вроде все в ажуре для начального этапа зарядки:



Утром, посмотрел на показатели еще раз:



Получается, что за 10 часов 49 мин на АКБ поступала энергия 29 Ач. Именно поступала, между этим и тем, сколько аккумулятор фактически принял - две разницы могут быть. Например, если в АКБ имеется КЗ в пластинах, индикатор ЗУ может показать энергию и больше номинальной для данного аккумулятора..
Ну что же, и опять же все как надо, все в соответствием с АЧХ, поскольку ток по мере заряда уменьшился с 6А до 1-0,7А. Выходит, полуразряжен (как минимум) был мой аккумулятор..
..Зарядку до финала доводить я не стал - времени не было, надо было ехать на работу, а вечером - на вокзал, встречать супругу. Авто, как и ожидал, завелся с полоборота... Надо будет, кстати, проверить напряжение на клеммах при работающем двигателе, все ли в порядке с генератором... Хотя я грешу на постоянную недозарядку "естественного" происхождения (потребители плюс короткая ежедневная "езда" в уфимских пробках)..
В общем, устройством вполне доволен, сейчас вот на работе подзаряжаю им аккумулятор шестивольтовый гелевый, от своего фонаря. А перед этим сослуживцу помог оживить "присевший" аккумулятор от компьютерного бесперебойника..
Где и почем купил сей девайс тут писать не буду, бо реклама. Кому реально нужно - отвечу в личку.. Скажу одно, всяк автолюбитель свое боло... :-) свой зарядник (компрессор, видеорегистратор.... автомобиль) хвалит. Но у меня впервые появился зарядник, которые не только исправляет грубые ошибки (в выставке напряжения, к примеру), не только в соответствии с грамотным алгоритмом ведет процесс заряда, но и позволяет контроллировать этот процесс и в какой-то мере регулировать, настраивать его..
Благодарю всех, имевших терпение дочитать опус до конца. Будут вопросы по конкретному прибору - постараюсь ответить, в меру своих знаний, естественно.. :pardon:


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Зарядные устройства для АКБ: выбор, опыт эксплуатации
    СообщениеДобавлено: Чт дек 06, 2018 10:16 am 
Кит
Кит
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 7023
Зарегистрирован: Пн фев 02, 2009 11:24 am
Откуда: Уфа, Черниковка, тел. - в личку
Благодарил (а): 394 раз.
Поблагодарили: 2486 раз.
Бодрый Линь писал(а):
... Надо будет, кстати, проверить напряжение на клеммах при работающем двигателе, все ли в порядке с генератором...


Проверил. При холостом ходе без внешних потребителей цифровой вольтметр показывает 14,6-14,65 вольт, при включенных потребителях (ближний свет, обогрев заднего стекла, вентилятор печки на максимум) показывает 14,5 вольт. ИМХО, все более-менее нормуль, недозаряда по причине генератора не должно быть. Помню и раньше, года два назад, когда измерял, точно так же было, 14,5 вольт...

По заряднику добавлю. Ежели кому интересно, вот ссылки на описание потрохов и принципиальные схемы с описанием и комментариями:
ссылка раз - первая модификация
ссылка два - вторая модификация, сейчас такие продают
Ремонтники :shock: :o схемотехнику ЗУ и потроха в целом, можно сказать, одобряют, по крайней мере сильно не ругают, а это, ИМХО, о чем-то говорит :wink: ...
По апгрейду девайса. Те, у кого руки чешутся что-нибудь, да улучшить :lol: в купленных зарядниках, пишут про замену проводов на аудио, бОльшего сечения, крокодилов на более мощные. Ну, это еще куда ни шло, хотя смысл имеет только в плане точности на больших токах. А вот с рекомендациями по перевороту вентилятора (типа, неправильно установлен, надо на выдув) я, пожалуй, не соглашусь. Нормально там установлен вентилятор, с учетом того, что верхние вентиляционные отверстия как раз над силовой платой, а теплый воздух, как известно, идет вверх. И вообще, на токе 6А я абсолютно не ощутил нагрева прибора и выдуваемого вверх воздуха. Так что, ИМХО, не надо ничего там для рядового автопотребителя улучшать и переделывать, нормально юзается и так..

ЗЫ. Под ножки, спереди и сзади, можно положить какие-нибудь две мягкие прокладки (брусочки поролона, пенополиэтилена и т.п.), тем самым и приток воздуха снизу улучшится, и гул от вибрации от вентилятора исчезнет. Я так и делал, подкладывал тряпочки, свернутые валиком. Но лучше подкладывать что-то мягкое, но не горючее, на всякий случай. Вообще, подобные устройства категорически советуют без присмотра не оставлять...


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Зарядные устройства для АКБ: выбор, опыт эксплуатации
    СообщениеДобавлено: Чт дек 06, 2018 11:41 am 
Кит
Кит
Не в сети

Сообщения: 1196
Зарегистрирован: Вс фев 03, 2013 5:45 pm
Откуда: Стерлитамак
Благодарил (а): 800 раз.
Поблагодарили: 87 раз.
кто знает
прошу уточнить какое максимальное напряжение допустимо?
14,8 ?


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Зарядные устройства для АКБ: выбор, опыт эксплуатации
    СообщениеДобавлено: Чт дек 06, 2018 12:50 pm 
Кит
Кит
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 7023
Зарегистрирован: Пн фев 02, 2009 11:24 am
Откуда: Уфа, Черниковка, тел. - в личку
Благодарил (а): 394 раз.
Поблагодарили: 2486 раз.
Для чего допустимо? Если для аккумуляторов, то вопрос, как мне кажется, не совсем корректен, ибо для разных типов аккумуляторов рекомендуются разные величины напряжения заряда. Более того, эти величины могут отличаться в зависимости от режима эксплуатации. Вот вчера я, к примеру, заряжал аккумулятор 6 вольт 4.5 Ач, гелевый, так там на нем было написано, что для режима Standby одни значения напряжения заряда, а для циклического режима другие, несколько выше..
Если нет на самой АКБ конкретных цифр по напряжению заряда, то исходим из рекомендаций по зарядке по именно этому типу...
Тем и хорошо вышеописанное ЗУ, что напряжение в конце процессе заряда точно не превысит выставленное. Но и выставлять его надо с умом. Например, гелевые АКБ можно запросто убить, подняв напряжение при зарядке выше 14 вольт.
А так-то, для распространенных кислотных, AGM и гибридных (Ca+, Ca/Sb) аккумуляторных батарей напряжение 14,2-14,5 вольта считается оптимальным, выше 14,7-14.8 вольта поднимать его, думаю, не стоит...

Что касается ЗУ Кулон 815d, описанного выше, считаю важным отметить, что по напряжению заряда (максимум 15 вольт) оно не совсем подходит для заряда автомобильных необслуживаемых кальциевых АКБ (с маркировкой Са/Са или Са). Дело в том, что такие АКБ для полной зарядки требуют напряжения 16,1-16,5 вольт, при заряжании ЗУ, рассчитанными на заряд при напряжении 14-15 вольт, такая батарея зарядится примерно наполовину. Вот статья на эту тему: ссылка.
Впрочем, после внесения определенных изменений в схему (изменение номинала некоторых резисторов) можно поднять выходное напряжение ЗУ Кулон выше максимальных 15 вольт, об этом говорится в комментариях по ссылкам во втором посте темы..

ЗЫ.
На всякий случай дам ссылку на статью, доступно рассказывающую про различные типы автомобильных аккумуляторов: ссылка


Последний раз редактировалось Бодрый Линь Чт дек 06, 2018 1:35 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Зарядные устройства для АКБ: выбор, опыт эксплуатации
    СообщениеДобавлено: Чт дек 06, 2018 1:34 pm 
Кит
Кит
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 2838
Зарегистрирован: Пн май 17, 2010 10:23 pm
Медали: 2
За участие в рейдах «Антибрак» (1) За помощь в организации рейдов (1)
Благодарил (а): 702 раз.
Поблагодарили: 1737 раз.
Сергей М: Напряжение не клеммах авто должно быть в пределах 14,2-14,6В.

Бодрый Линь: Хорошая статья :good: Познавательно и доходчиво даже для дилетантов в эл.технике.
Надо будет себе тоже приобрести такой зарядник. Другие не дают полной информации о состоянии АКБ, степени заряженности и не очень правильно производят подзарядку, контролируя только ток подзаряда.
Раздельное выставление, контроль тока и напряжения зарядки очень важен при подзарядке гелевых аккумуляторов.
А на лодке у меня как раз гелевый используется. Жалко будет, если испорчу.
Спасибо за статью.


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Зарядные устройства для АКБ: выбор, опыт эксплуатации
    СообщениеДобавлено: Чт дек 06, 2018 1:44 pm 
Кит
Кит
Не в сети

Сообщения: 1196
Зарегистрирован: Вс фев 03, 2013 5:45 pm
Откуда: Стерлитамак
Благодарил (а): 800 раз.
Поблагодарили: 87 раз.
у меня на машине напряжение на клеммах аккумулятора, при заведенном двигателе, без нагрузки (дальний свет, отопитель и т.д.) 14,8 Вольт.


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Зарядные устройства для АКБ: выбор, опыт эксплуатации
    СообщениеДобавлено: Чт дек 06, 2018 1:50 pm 
Кит
Кит
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 7023
Зарегистрирован: Пн фев 02, 2009 11:24 am
Откуда: Уфа, Черниковка, тел. - в личку
Благодарил (а): 394 раз.
Поблагодарили: 2486 раз.
Выше, в первом посте, я писал, что имею универсальную зарядку, IMAX B6, которая позволяет заряжать разные типы и виды аккумуляторов, в том числе и автомобильные стартерные батареи. Правда, ток заряда там ограничен макс. 5А (а по факту может быть и ниже, в зависимости от степени оригинальности ЗУ и его блока питания). Поэтому ускоренного (при токе 0,1 от емкости) заряда может и не получится, заряд продлится сутки и более. Впрочем, для максимально полного заряда рекомендуется ток заряда уменьшить вдвое от 0,1С, в этом случае аймаксик вполне потянет. На всякий случай, вот ссылка на подробности и видео по заряду автомобильных АКБ при помощи ЗУ IMAX B6: мышом тынц


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Зарядные устройства для АКБ: выбор, опыт эксплуатации
    СообщениеДобавлено: Чт дек 06, 2018 1:56 pm 
Кит
Кит
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 7023
Зарегистрирован: Пн фев 02, 2009 11:24 am
Откуда: Уфа, Черниковка, тел. - в личку
Благодарил (а): 394 раз.
Поблагодарили: 2486 раз.
Сергей М, а почему бы и нет? Сейчас холодно, напряжение в бортсети может быть несколько выше, чем летом. Насколько мне известно, в регуляторах напряжения многих современных инжекторных авто (не всех, впрочем) есть терморезистор, который меняет свой номинал и соответственно меняет напряжение возбуждения на роторе генератора... Смысл этого не столько в повышенной нагрузке от потребителей, сколько в другом - в изменении внутреннего сопротивления батареи в зависимости от температуры. Не зря советуют заряжать АКБ при комнатной температуре, 22-25 град. На морозе зарядить АКБ полностью - проблематично..


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Зарядные устройства для АКБ: выбор, опыт эксплуатации
    СообщениеДобавлено: Чт дек 06, 2018 2:04 pm 
Кит
Кит
Не в сети

Сообщения: 1196
Зарегистрирован: Вс фев 03, 2013 5:45 pm
Откуда: Стерлитамак
Благодарил (а): 800 раз.
Поблагодарили: 87 раз.
тоже себе купил IMAX B6, на работе много удалось восстановить гелевых , от 7 а/ч до 26 а/ч
респект Бодрому Линю за, как всегда, отличную информацию


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Зарядные устройства для АКБ: выбор, опыт эксплуатации
    СообщениеДобавлено: Чт дек 06, 2018 3:42 pm 
Кит
Кит
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 7023
Зарегистрирован: Пн фев 02, 2009 11:24 am
Откуда: Уфа, Черниковка, тел. - в личку
Благодарил (а): 394 раз.
Поблагодарили: 2486 раз.
Добавлю еще по напряжению в бортсети..
Вообще-то по теме наличия или отсутствия в автомобильных регуляторах напряжения элементов термокомпенсации единого мнения нет. Кто-то категорически отрицает ее существование, кто-то наоборот. Рубятся меж собой не на шутку.. :twisted: :crazy: Наверное, истина, как это нередко бывает, где-то рядом, точнее, посередине. В каких то РН есть термокомпенсация, в каких-то нет. Раньше, как говорят, на старых грузовиках каких-то марок были даже переключатели специальные, "Лето-Зима", наверное, коммутировали включенный в цепь генератора диод... А вот на камазовском, к примеру, РН (ссылка) термокомпенсация точно есть, причем указана в ТТХ ее величина, -10 милливольт на градус имени Цельсия. То есть, при снижении температуры на 10 градусов напряжение в бортсети увеличится на 0,1 градус..


Вернуться к началу
 Профиль  
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 5 часов


  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


            UFACARS.RU   Южноуральский спиннинговый клуб   Форум рыбаков 'Рыбачим вместе' - рыбалка на Ладоге, на Финском заливе, в Ленинградской области, Карелии, Финляндии   Рыбалка в Татарстане   ОКТЯБРЬСКИЙ КЛУБ РЫБОЛОВОВ OKTFISH

  aikofish   Федерация рыболовного спорта Воронежской области   Магнитогорский рыболовный клуб ЛОВЧИЙ   Радио ENERGY, частота в городе Уфа 88.2 FM   Юмор FM, Весёлое радио   Виртуальные туры, 3D панорамы. Ваш 3Д-путеводитель


Кампания против лесочных сетей и электроудочек