Значит так, по поручения нашего Президента клуба "Талкас" В.Рязанова, докладываю.. Встреча с руководством Дирекции по ООПТ прошла, как принято говорить, в теплой доброжелательной обстановке. И.о. гендиректора заверил, что соответствующие изменения в текст инструкции (или, если сказать иначе, методических рекомендаций для работников баз отдыха и турбаз ООПТ, каковыми, по сути, являются "Правила посещения территорий природных парков") БУДУТ обязательно внесены. Также ему был передан текст официального, на бланке клуба, письма - обращения к Дирекции. Думаю, подготовленный мной ранее текст проекта обращения уже не составляет никакой гостайны, поэтому я предлагаю ознакомиться с ним, чтобы быть в курсе, какие именно изменения и на основании чего мы предложили Дирекции..
" И.о. генерального директора государственного бюджетного учреждения “Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан” АБДУЛЛИНУ ФАРИТУ ФАИЗОВИЧУ
Уважаемый Фарит Фаизович!
14 мая 2015 года генеральным директором ГБУ “Дирекция по ООПТ” Муртазиным Салаватом Ризовичем были утверждены “Правила посещения территорий природных парков”. В части II «Требования к посетителям природных парков” содержится пункт о запрете подводной охоты на водных объектах ООПТ РБ, в частности, озерах Аслы-Куль и Кандры-Куль: “2.9. На водных объектах запрещается: … 2.9.8. Производить подводную охоту”
Как известно, любительское и промышленной рыболовство в России (и подводная охота в том числе) регламентируется единым федеральным подзаконным актом, которым являются Правила рыболовства. Правила разработаны отдельно для каждого рыбохозяйственного бассейна, с учетом территориальных особенностей. В частности, рыболовство в Республике Башкортостан, как промышленное, так и любительское, регламентируется Правилами рыболовства по Волжско-Каспийскому рыбохозяйственному бассейну. Выполнение данных правил контролируется специально для этого созданными органами, рыболовными инспекциями, объединенными посредством территориальных управлений. Ответственность за нарушение правил рыболовства несется в соответствии с Кодексами об административных правонарушениях (КОАП РФ, КОАП РБ), где каждому виду нарушения соответствует конкретная мера наказания, как правило, в виде денежных штрафов. Решение о виновности или невиновности граждан в нарушении Правил рыболовства принимается мировыми судьями, это решение может быть в установленном порядке оспорено в суде вышестоящей инстанции (в нашем случае, в районных судах). При отдельных видах нарушений правил рыболовства предусмотрена также и уголовная ответственность. Кроме этого, отметим, что в случае несоответствия, противоречия законодательных актов субъектов федерации федеральным законам, преимущество имеют федеральные законы. В соответствии с пунктом 30.1.1 Правил рыболовства, запретными для всех видов рыболовства (в том числе и подводной охоты) водоемами в Республике Башкортостан являются: - озера Банное (Яктыкуль) и Южное Улянды - Нугушское водохранилище - река Белая: от Юлдузовского водозабора Илишевского района до административной границы деревни Ангасяк (Дюртюлинский район) от административной границы села Красный Яр Уфимского района до Соленой горы (Уфимский район).
Таким образом, ни озера Аслы-Куль, ни озера Кандры-Куль среди перечисленных водоемов нет. Поэтому включение в «Правила посещения территорий природных парков» пункта о запрете подводной охоты на этих водоемах мы рассматриваем как противоречащее федеральному законодательству ограничение в отношении подводных охотников, обладающих, в соответствии с Правилами рыболовства, не только определенными обязанностями, но также и определенными правами, как и все прочие рыболовы. В частности, правом подводной охоты на данных водоемах, разумеется, с учетом перечисленных в Правилах рыболовства ограничений (по срокам рыболовства, минимально допустимым размерам определенных видов рыб и др.). Причем, охоты не только днем, но и, в соответствии с пунктом 29 б) Правил рыболовства, в ночное время, а именно "c использованием осветительных приборов и фонарей различных конструкций с поверхности и в толще воды в темное время суток". Что касается стороны дела, связанной не с охраной и добычей водных биоресурсов на озерах Аслы-Куль и Кандры-Куль, а с вопросами обеспечения полноценного и безопасного отдыха граждан, то просим обратить Ваше внимание на следующие важные, на наш взгляд, моменты.. В соответствии с п. 16 действующих Правил рыболовства, гражданам запрещается производить подводную охоту "в местах массового и организованного отдыха граждан". Однако не нужно отождествлять понятие «место организованного отдыха” на водных объектах с акваториями (целиком) этих водных объектов, озер Кандры-Куль и Аслы-Куль в частности. Вот несколько цитат из официального документа “Методические рекомендации по организации мест массового отдыха населения на участках прибрежных зон водных объектов Республики Башкортостан».
“- Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 марта No 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» - Места массового отдыха используются для купания, отдыха, водных видов спорта, спортивно-оздоровительных мероприятий и иных допустимых видов деятельности, связанных с организацией туризма и отдыха на воде и прибрежной зоне водоемов. - 2.13. При обустройстве пляжей необходимо руководствоваться требованиями к обустройству пляжей и требованиями санитарного законодательства. - 3.2. В местах массового отдыха допускаются: - купание, водный спорт" - В типовом паспорте объекта (места массового и организованного отдыха на водоеме) оговаривается все, что касается оборудования мест купания (пляжей) в местах массового и организованного отдыха, в том числе: 3. Границы используемой акватории, рельеф дна и характер донных отложений 4. Соответствие акватории требованиям размещения мест массового отдыха: а) расстояние от мест выпуска сточных вод б) расстояние от портовых, гидротехнических сооружений, нефтеналивных приспособлений в) примерная максимальная загрузка на пляжную зону и акваторию (количество отдыхающих) 5. Наличие и техническое состояние: а) мостков б) трапов в) плотов г) вышек для прыжков в воду д) места для купания детей и неумеющих плавать е) лодочной станции 6. Состояние и количество причальных сооружений 7. Состояние и количество прогулочных лодок (водных велосипедов) 8. Наличие и состояние сооружений для водно-технических видов спорта (виндсерфинга, водных лыж и пр.) 9. Обозначение границ заплыва.
Таким образом, видно, что под местами организованного отдыха граждан, в плане акваторий, подразумеваются исключительно оборудованные и обозначенные места. К примеру, таковыми являются пляжи на южной стороне озера Кандры-Куль. В прочих, необорудованных местах купание запрещено (и об этом, кстати, недвусмысленно предупреждают плакаты на северном берегу того же озера). Таким образом, если мы ставим целью привести “Правила посещения территорий природных парков” в соответствие c федеральным законодательством, в частности с Правилами рыболовства, то нужно говорить или о полном исключении пункта 2.9.8 из текста “Правил посещения территорий природных парков”, или о редактировании его в соответствующем виде, например:
2.9. На водных объектах запрещается: … 2.9.8. Производить подводную охоту в местах массового и организованного отдыха граждан (на акваториях оборудованных и обозначенных мест купания).
На наш взгляд, второй вариант гораздо более предпочтителен, ибо является дополнительной мерой по организации безопасного и полноценного отдыха граждан на акваториях объектов ООПТ. Надеемся на полное понимание со стороны Дирекции и скорейшее, до начала официального открытия летнего оздоровительного сезона, решение вопроса о корректировке текста “Правил посещения территорий национальных парков” в соответствии с представленными выше предложениями.
С уважением, от имени ___ членов Клуба Подводной Охоты «Талкас” Республики Башкортостан,
ДОЛЖНОСТЬ ФИО ПОДПИСЬ. Дата. "
|