Отчеты о рыбалках видны только зарегистрированным пользователям!


Часовой пояс: UTC + 5 часов





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

  Электрификация Tohatsu M30A4
Автор Сообщение
    СообщениеДобавлено: Сб июл 05, 2014 10:13 pm 
Пескарь
Пескарь
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 43
Зарегистрирован: Вт апр 22, 2014 8:38 am
Медали: 3
За участие в рейдах «Антибрак» (1) За помощь в организации рейдов (1) За активную борьбу с браками. (1)
Откуда: Уфа
Благодарил (а): 108 раз.
Поблагодарили: 100 раз.
Здравствуйте! Решил разместить отчет, полагаю, будет интересно.

Как-то надоело мне бегать по лодке дергать шнурок запуска двигателя. Одному еще туда-сюда, а с пассажирами - беда. Сгонять их с кормы на нос, затем обратно - сплошная суета. К тому-же после нескольких попаданий локтем по пассажирам они научились уворачиваться, лишив меня и этого развлечения. Короче, в полный рост встал вопрос электростартера.

Тохатсу, к счастью, подумала о людях вроде меня, и предлагает стартер-кит. В нем есть все - стартер, реле, провода, болтики и прочие нужные штуки. Самый дешевый вариант, какой удалось найти, стоит EUR 999. Смотрю я на ценник, и чувствую - что-то шевелится во мне. Пригляделся - жаба. Смотрит на меня и говорит - "Сейчас я тебя душить буду!". И видно, что настроена очень решительно. А еще подумалось, что за гораздо меньшие деньги пассажиров можно обучить дергать шнурок по команде. Короче, этот вариант отпал.

Интересно, а можно ли купить только стартер, а реле, провода и прочее изготовить самостоятельно из подходящего куска деревяшки? Оказывается, можно, в Тохатсу и о таких людях подумали. На всякий случай номерок стартера-онли 346-76010-0. Он же Hitachi S108-98. Ценник в районе USD 600. Уже лучше, но как-то все равно не то. К тому же на другие моторы стартера существенно дешевле. Поискал б/у - ценник в районе RUR 8000-10000, за деталь в неизвестном состоянии из Владивостока. Далее были поиски альтернативных стартеров от всяких мотоциклов и запорожцев - но все не то, и никакая обработка напильником им не поможет - и направление вращения не то, и модуль шестерни на обгонной муфте не тот - короче, плохая заготовка. У меня напильники раньше кончатся, чем я из этого что-то подходящее выпилю.

К счастью, есть ebay. Там нашелся неоригинальный вариант стартера на этот мотор. Продавец утверждает, что made in USA, но как-то не верится мне (как потом оказалось, правильно), что такие вещи сейчас кто-то делает в США. Ну пусть будет скорее всего тайваньское производство, согласилась со мной жаба. Зато ценник USD 180+60 shipping. Поговорил с продавцом в плане подвинуть его по цене, но он отлично осведомлен, что его вариант самый дешевый, и двигаться отказался. Удалось выторговать бесплатную доставку всяких других штук, которые я решил купить у него вместе со стартером; но и на том неплохо.

Приехало это:
Вложение:
PICT0106.JPGPICT0106.JPG (707.47 Кб) Просмотров: 3661

Собственно, вожделенный стартер ($180), выпрямитель-стабилизатор от какого-то гидроцикла ямаха, был выбран за удобные крепежные ухи и герметичное исполнение ($19), реле от какой-то сузуки, выбранное по тому-же принципу ($9) и замок зажигания от квадроцикла хонда, выбранный за большее, чем у других замков, количество проводов ($7). И вот со всей этой фигней мы попытаемся взлететь. Обнадеживает, что все детали разных японских производителей, + напилинг, - совместимость из коробки.

Стартер, как я и предполагал, сделан в Тайване:
Вложение:
PICT0109.JPGPICT0109.JPG (767.01 Кб) Просмотров: 3661

Может быть, кому-нибудь удастся найти его OEM и не кормить американских продавцов. Мне не удалось.

Меряем стартер на мотор. Подходит. Выбрав самые ржавые болты, прикручиваем. Получается так:
Вложение:
PICT0110.JPGPICT0110.JPG (704.63 Кб) Просмотров: 3661


На этом первая серия заканчивается, если интересно, будет продолжение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Электрификация Tohatsu M30A4
    СообщениеДобавлено: Вс июл 06, 2014 8:35 am 
Кит
Кит
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 579
Зарегистрирован: Вт июн 08, 2010 12:25 am
Медали: 1
За помощь в организации рейдов (1)
Откуда: Уфа, Юрюзань
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 81 раз.
Очень интересно! У нас стоит вопрос электрификации Мерк25СиПро, этот опыт будет полезен.
И про ржавые болты поподробнее, пожалуйста :smile:


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Электрификация Tohatsu M30A4
    СообщениеДобавлено: Вс июл 06, 2014 10:32 pm 
Пескарь
Пескарь
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 43
Зарегистрирован: Вт апр 22, 2014 8:38 am
Медали: 3
За участие в рейдах «Антибрак» (1) За помощь в организации рейдов (1) За активную борьбу с браками. (1)
Откуда: Уфа
Благодарил (а): 108 раз.
Поблагодарили: 100 раз.
Продолжение. Про ржавые болты и метрологические затруднения.

В гараже был обнаружен кусок акустического кабеля сечением 4 квадрата и длиной метра полтора. "Бескислородная медь - то, что надо!" - подумал я и приступил к монтажу. Если у вас в гараже не валяется бескислородных акустических кабелей, то кабель марки КГ тоже подойдет. Получилось вот так:
Вложение:
PICT0111.JPGPICT0111.JPG (725.12 Кб) Просмотров: 3620


Далее, изнемогая от зуда в руках, этими самыми руками другой конец кабеля прижимается к клеммам автомобильного аккумулятора, и, о радость, стартер вращается, и вращает при этом мотор! Быстро, и в нужную сторону!

Раз такое дело, то негоже жечь пальцы, прижимая кабель к клеммам аккумулятора. Они (и пальцы, и клеммы) нам еще пригодятся. Поэтому надо ставить реле. От сузуки - в самый раз. Вот такое реле:
Вложение:
PICT0114.JPGPICT0114.JPG (739.77 Кб) Просмотров: 3620


Видно, что при всей своей идеальности расстояние между отверстиями сузучьего реле немного не совпадает с нужным:
Вложение:
PICT0115.JPGPICT0115.JPG (699.33 Кб) Просмотров: 3620

Почему-то в сузуки не подумали об установке их реле на моторы тохатсу. Это им жирный минус, конечно. К счастью, затруднение легко решается напилингом.
Вложение:
PICT0116.JPGPICT0116.JPG (731.56 Кб) Просмотров: 3620

Хочу обратить внимание на особенность реле. Это именно реле с одним мощным контактом на замыкание, а не втягивающее, как в автомобильных стартерах. Для нас это означает, что +12v и GND на реле подаются независимо от стартера, и со стартером обмотка реле никак не связана электрически. Именно поэтому синий провод соединен с массой. А при появлении на красном +12 реле срабатывает, стартер вращается.

Ну вот, теперь можно не жечь пальцы, а изящно включать стартер, подавая +12 на реле. В этом месте я задумался о выборе источника питания для стартера. По разным причинам (вес и чувствительность к пространственному положению) я не хотел использовать автомобильный аккумулятор в лодке. И захотелось мне узнать ток, б.... стартером в момент запуска. Из школьного курса физики известно, что напряжение меряют напряжометром. А чем измерить ток? Особенно если из измерительных приборов есть штангенциркуль и рулетка... Еще транспортир где-то в кладовке валялся. С него и начнем. Намотав транспортир на стартерный провод и сделав таким образом токовую петлю, среди нескольких измерений (нескольких запусков стартера) получаем максимальную цифру 212А.
Вложение:
PICT0118.JPGPICT0118.JPG (720.28 Кб) Просмотров: 3620

Это несколько больше моих предположений, но такой максимальный ток был зафиксирован лишь однажды. В остальных случаях средний максимальный ток запуска (в этой фразе есть смысл, он действительно средний максимальный) был 160-180А.
В гараже нашелся аккумулятор от UPS 12в 7ач. Возникла шальная мысль - а вдруг прокатит? Не прокатило, стартер даже попыток вращаться не делает. Но интересно - а не прокатило на сколько? Оказалось, что этот аккумулятор способен отдавать на стартер порядка 100А, которых для запуска не хватает. Как долго способен отдавать - не спрашивайте, он маленький еще для таких опытов.
Можно предположить, что + еще один такой аккумулятор в параллель к этому = 200А пускового тока в идеальных условиях. Но параллелить аккумуляторы - моветон, я считаю. Поэтому был приобретен такой-же гелевый аккумулятор 12в 18ач. При испытаниях проявил себя молодцом, 180А стабильно и долго.
Вложение:
PICT0120.JPGPICT0120.JPG (674.56 Кб) Просмотров: 3620

Поэтому и был закреплен в лодке. Профиль для гипсокартона всегда выручает меня в сложных ситуациях:
Вложение:
PICT0125.JPGPICT0125.JPG (722.73 Кб) Просмотров: 3620


На этом стартерная часть завершена. Конечно, надо провода по лодке тянуть, но это у каждого индивидуально. На данном этапе из мотора торчит три провода - GND и +12v силовые, должны быть подключены напрямую к аккумулятору, и худенький провод от реле, подключается к +12 аккумулятора через кнопку или замок как зажигание в авто.

Теперь про ржавые болты. Среди всех болтов, имеющихся в гараже, ржавые - всегда самые лучшие. Они уже прошли проверку временем, практически ветераны среди болтов. К тому же, покрытие из ржавчины выполняет защитную функцию - такой болт уже не заржавеет. Вот купите вы новые оцинкованные болты, и будете наблюдать, как и на них со временем появляются пятнышки ржавчины; сначала в местах повреждения цинкового покрытия, а затем все больше и больше. И когда-то новый и блестящий болт тоже становится ржавым, лет через 15. А это наводит на мысли о бренности всего земного, а с такими мыслями болты крутить уже не интересно, и в ход идет не WD-40, а совсем другая жидкость. Поэтому только хардкор, только ржавые болты!
Можно, конечно, сказать, что из имеющихся в гараже болтов лучше всех по размеру подошли именно эти, которые оказались ржавыми, но это скучная проза, и так говорить я не буду.

Да, самое важное. Гаек это тоже касается.

Продолжение в следующей серии. Будет про генератор, выпрямитель и стабилизатор. И про трос подсоса, если успею.


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Электрификация Tohatsu M30A4
    СообщениеДобавлено: Чт июл 10, 2014 8:40 pm 
Кит
Кит
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 5726
Зарегистрирован: Вт авг 16, 2005 3:59 pm
Медали: 3
За участие в рейдах «Антибрак» (1) За помощь в организации рейдов (1) За активную борьбу с браками. (1)
Откуда: Уфа (Окр.Галле)
Благодарил (а): 2128 раз.
Поблагодарили: 1492 раз.
Смотрю на фотки и плачу. Так жаль было продавать ....
Одно радует- хорошему человеку комплект достался
7 футов под килем !!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 

  Re: Электрификация Tohatsu M30A4
    СообщениеДобавлено: Сб дек 20, 2014 2:42 pm 
Лещ
Лещ
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 68
Зарегистрирован: Пн авг 05, 2013 9:00 pm
Откуда: Ишимбай
Благодарил (а): 25 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Я тоже решил поставить стартер на свой мерк 30.
нашел адекватную замену стартера от китайского мотора Зонгшен.
При этом ценник более чем адекватный
http://motorus.su/spares/motors/13812/


Вернуться к началу
 Профиль  
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 5 часов


  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


            UFACARS.RU   Южноуральский спиннинговый клуб   Форум рыбаков 'Рыбачим вместе' - рыбалка на Ладоге, на Финском заливе, в Ленинградской области, Карелии, Финляндии   Рыбалка в Татарстане   ОКТЯБРЬСКИЙ КЛУБ РЫБОЛОВОВ OKTFISH

  aikofish   Федерация рыболовного спорта Воронежской области   Магнитогорский рыболовный клуб ЛОВЧИЙ   Радио ENERGY, частота в городе Уфа 88.2 FM   Юмор FM, Весёлое радио   Виртуальные туры, 3D панорамы. Ваш 3Д-путеводитель


Кампания против лесочных сетей и электроудочек