Продолжение. Про ржавые болты и метрологические затруднения.
В гараже был обнаружен кусок акустического кабеля сечением 4 квадрата и длиной метра полтора. "Бескислородная медь - то, что надо!" - подумал я и приступил к монтажу. Если у вас в гараже не валяется бескислородных акустических кабелей, то кабель марки КГ тоже подойдет. Получилось вот так:
Вложение:
PICT0111.JPG (725.12 Кб) Просмотров: 3628
Далее, изнемогая от зуда в руках, этими самыми руками другой конец кабеля прижимается к клеммам автомобильного аккумулятора, и, о радость, стартер вращается, и вращает при этом мотор! Быстро, и в нужную сторону!
Раз такое дело, то негоже жечь пальцы, прижимая кабель к клеммам аккумулятора. Они (и пальцы, и клеммы) нам еще пригодятся. Поэтому надо ставить реле. От сузуки - в самый раз. Вот такое реле:
Вложение:
PICT0114.JPG (739.77 Кб) Просмотров: 3628
Видно, что при всей своей идеальности расстояние между отверстиями сузучьего реле немного не совпадает с нужным:
Вложение:
PICT0115.JPG (699.33 Кб) Просмотров: 3628
Почему-то в сузуки не подумали об установке их реле на моторы тохатсу. Это им жирный минус, конечно. К счастью, затруднение легко решается напилингом.
Вложение:
PICT0116.JPG (731.56 Кб) Просмотров: 3628
Хочу обратить внимание на особенность реле. Это именно реле с одним мощным контактом на замыкание, а не втягивающее, как в автомобильных стартерах. Для нас это означает, что +12v и GND на реле подаются независимо от стартера, и со стартером обмотка реле никак не связана электрически. Именно поэтому синий провод соединен с массой. А при появлении на красном +12 реле срабатывает, стартер вращается.
Ну вот, теперь можно не жечь пальцы, а изящно включать стартер, подавая +12 на реле. В этом месте я задумался о выборе источника питания для стартера. По разным причинам (вес и чувствительность к пространственному положению) я не хотел использовать автомобильный аккумулятор в лодке. И захотелось мне узнать ток, б.... стартером в момент запуска. Из школьного курса физики известно, что напряжение меряют напряжометром. А чем измерить ток? Особенно если из измерительных приборов есть штангенциркуль и рулетка... Еще транспортир где-то в кладовке валялся. С него и начнем. Намотав транспортир на стартерный провод и сделав таким образом токовую петлю, среди нескольких измерений (нескольких запусков стартера) получаем максимальную цифру 212А.
Вложение:
PICT0118.JPG (720.28 Кб) Просмотров: 3628
Это несколько больше моих предположений, но такой максимальный ток был зафиксирован лишь однажды. В остальных случаях средний максимальный ток запуска (в этой фразе есть смысл, он действительно средний максимальный) был 160-180А.
В гараже нашелся аккумулятор от UPS 12в 7ач. Возникла шальная мысль - а вдруг прокатит? Не прокатило, стартер даже попыток вращаться не делает. Но интересно - а не прокатило на сколько? Оказалось, что этот аккумулятор способен отдавать на стартер порядка 100А, которых для запуска не хватает. Как долго способен отдавать - не спрашивайте, он маленький еще для таких опытов.
Можно предположить, что + еще один такой аккумулятор в параллель к этому = 200А пускового тока в идеальных условиях. Но параллелить аккумуляторы - моветон, я считаю. Поэтому был приобретен такой-же гелевый аккумулятор 12в 18ач. При испытаниях проявил себя молодцом, 180А стабильно и долго.
Вложение:
PICT0120.JPG (674.56 Кб) Просмотров: 3628
Поэтому и был закреплен в лодке. Профиль для гипсокартона всегда выручает меня в сложных ситуациях:
Вложение:
PICT0125.JPG (722.73 Кб) Просмотров: 3628
На этом стартерная часть завершена. Конечно, надо провода по лодке тянуть, но это у каждого индивидуально. На данном этапе из мотора торчит три провода - GND и +12v силовые, должны быть подключены напрямую к аккумулятору, и худенький провод от реле, подключается к +12 аккумулятора через кнопку или замок как зажигание в авто.
Теперь про ржавые болты. Среди всех болтов, имеющихся в гараже, ржавые - всегда самые лучшие. Они уже прошли проверку временем, практически ветераны среди болтов. К тому же, покрытие из ржавчины выполняет защитную функцию - такой болт уже не заржавеет. Вот купите вы новые оцинкованные болты, и будете наблюдать, как и на них со временем появляются пятнышки ржавчины; сначала в местах повреждения цинкового покрытия, а затем все больше и больше. И когда-то новый и блестящий болт тоже становится ржавым, лет через 15. А это наводит на мысли о бренности всего земного, а с такими мыслями болты крутить уже не интересно, и в ход идет не WD-40, а совсем другая жидкость. Поэтому только хардкор, только ржавые болты!
Можно, конечно, сказать, что из имеющихся в гараже болтов лучше всех по размеру подошли именно эти, которые оказались ржавыми, но это скучная проза, и так говорить я не буду.
Да, самое важное. Гаек это тоже касается.
Продолжение в следующей серии. Будет про генератор, выпрямитель и стабилизатор. И про трос подсоса, если успею.