Решил немного освежить тему.. И повод как раз нашелся - намедни решил заменить капроновые рабочие лини на своих ружьях на дайнему.. Напомню, на всякий случай (для новичков) - рабочим считается тот линь, что ставится между гарпуном и катушечным линем. Соединяются они между собой при помощи карабинов или застежек различных систем..
Так вот, привязка рабочего линя, если говорить о капроновых или дайнемовых линях, раскладывается, как известно на два момента. Первый - грамотно привязать линь к бегунку, то есть гарпунной втулке (если речь идет о пневматах). Второй - сделать петлю на другом конце линя, который будет застегиваться на карабин.
То есть, фактически речь идет о завязывании на лине двух НЕЗАТЯГИВАЮЩИХСЯ ПЕТЕЛЬ. Как известно из богатейшей многовековой практики вязания морских узлов, незатягивающиеся петли имеют много разновидностей.
Вчера одну из таких петель мне показал в качестве примера Олег (boglai). Эта петля (которую он назвал тросовым узлом) вяжется просто, вначале как т.н. "совершенная петля" (о ней ниже). Вяжется т.н. простой узел, примерно в 10 см от края ходового конца, делается полупетля ходовым концом, этот конец продевается в узел со стороны выхода, дважды обносится вокруг петли простого узла. Звучит мудрено, поэтому лучше покажу на фото, на примере наскоро завязанного куска сетевого кабеля:
Скажу откровенно, вначале мне очень понравился этот узел. Как сказал Олег, одним из его достоинств является то, что при необходимости узел не составляет особого труда развязать, он не затягивается, как говорится, намертво, хотя, как он уверил, держит очень надежно.. Узел и сейчас нравится, но несколько позже, поразмышляв после нашей встречи, я подумал, что в легкой развязываемости узла может крыться как его достоинство, так и недостаток - потенциальная возможность развязывания при снятии нагрузки..
Не знаю, как на дайнемах разных прочих марок, но на моей желтой омеровской дайнеме этот узел вяжется просто, выглядит весьма компактно и держит неплохо... Посмотрим, как он на практике себя покажет..
..В общем, погуглив малость тему незатягивающихся петель в морских и рыбацких узлах, среди всего многообразия я выбрал несколько узлов по нескольким критериям:
- надежность удержания,
- неползучесть, в том числе и на скользкой дайнеме,
- относительно невысокая потеря прочности в узле (как известно, прочность во всех без исключения узлах уменьшается, но по-разному)
- компактность (большие узлы, типа той же фламандской восьмерки, не стал рассматривать как раз по этой причине),
- простоту вязки.
Эти несколько узлов я и хочу предложить вашему вниманию к обсуждению..
1. Классика жанра, как говорится. Булинь, он же беседочный узел:
Вот как, к примеру, выглядит привязка арбалетного гарпуна этим узлом:
Булинь - ОЧЕНЬ распространенный узел, как в морском деле, так и специалистами в других областях (спасательные службы, пожарная охрана, альпинизм). Ходовой конец выходит вперед, внутрь петли. Не знаю, может ли это иметь какое-то особое значение в нашем случае, но это факт..
2. Совершенная петля.
На фото показан прием ускорения вязки узла: если потянуть петлю линя в направлении и порядке, указанном стрелкой на левом снимке, узел быстро завяжется в виде, как на среднем снимке.
Именно так этот узел и называется, даже и по-аглицки. Может быть, потому, что пользуется большой популярностью среди зарубежных рыболовов. Ходовой конец, в отличии от предыдущего варианта, выходит вбок узла. Поэтому не могу сказать однозначно, нужно ли его отрезать покороче и даже оплавлять, или не нужно этого делать. Дайнема, к примеру, при оплавлении частенько "распушается", и увеличивать размеры (да и "цеплючесть") узла без особых причин оснований не вижу..
3. И, наконец, третий узел, который мне почему-то больше всех пришелся по нраву. Это т.н. английская или рыбацкая петля (есть и другие названия):
Ходовой конец (напоминаю, это тот, что движется, завязывается) выходит в заднюю часть узла, поэтому, думаю, его смело можно не оплавлять и даже не очень коротко подрезать (в петле у гарпуна, по крайней мере). Есть у этого узла одна особенность вязания и ее хорошо видно на фото: два простых узла (комбинацией которых, фактически, и является эта петля) нужно обязательно вязать так, чтобы они "смотрели" в противоположном направлении. Если выполнить это обязательное условие, то узлы будут иметь наклон в одну сторону по отношении к оси линя, и накладываясь друг на друга, дадут компактный и хорошо держащий узел петли. Еще одна интересная особенность узла заключается в том, что если потянуть в разные стороны дальний от петли узел и одну из сторон петли, то узлы "разойдутся", что позволит развязать петлю совсем или перевязать ее по-другому..
В заключение хочу сказать, что вообще-то, в среде крутых суровых подводных охотников нередко привязка линей узлами считается чуть ли не моветоном. В этой среде принято лини крепить безузловым способом, бандажированием. Поскольку это особая тема, вкратце скажу лишь то, что по мнению многих "гуру" правильная вязка линя этим способом заключается в наматывании плотной т.н. марки (бандажа) прочной тонкой капроновой нитью на краю петли линя (кстати, тонкая рыболовная леска-плетенка ОЧЕНЬ даже рулит для этого!), с прошивкой линя насквозь при этом (или без оной, что считается менее надежным). Затем марка (бандаж) покрывается к.л. эластичным клеем (секундный клей не годится). Некоторые еще типа по фэншую напяливают и оплавляют сверху бандажа термоусадку, но лично мне кажется, что это уже ни к чему, ибо на ездовые свойства никак не влияет (хотя и сам грешил этим делом раньше, не скрою
)..