Новая радость у нас. Средняя посещаемость матчей Кубка Гагарина в текущем сезоне увеличилась почти на 15 процентов. Это много, действительно много. Хороший такой кусок пирога. Даже с учётом минских рекордов результат впечатляющий. Ещё один повод гордиться своей лигой, своей страной. Что нам ещё-то надо? Но в сердце почему-то закрадывается какой-то холодок. Тревога какая-то неясная. Как кусочки паззла в памяти возникают обрывки фраз и событий. О посещённой мной не так давно великолепной "Минск-Арене". О странных московских сооружениях, в которых как-то умудряются проводить хоккейные матчи. О пропадающем ни за грош "Мегаспорте". О 140-миллионном населении, любовь к хоккею у которого угасает. Потому что ни телевидение эту любовь не поддерживает, ни сами клубы. А главное – о постоянных предложениях и даже требованиях строить в России 20-тысячники. Мол, сразу тогда люди к хоккею потянутся, размер вроде как имеет значение. Обрывки всё никак не складывались в общую картину, и тогда я решил обратиться к статистике. Третьей, самой наглой стадии лжи, согласно Марку Твену. Разумеется, первые строчки всех возможных рейтингов посещаемости заняла "Минск-Арена". Сюда любители хоккея стекаются с завидным постоянством, в среднем заполняя 15.699 мест. Минчане – это показательный пример для нашей лиги, но совсем не в плане строительства больших арен. Их главный козырь — организация матчей. На кубе можно посмотреть матч в том же качестве, что и на льду, каждый гол сопровождает видеострока с именем автора, талисман и черлидерши поддерживают своих в самой заметной части арены. Лифты, двери, сидения – все современное и удобное. Освещение трибун – прекрасное. Даже охранники вежливые и улыбчивые. Неужели у нас, в России, нельзя сделать что-то похожее? "Арена Рига", не менее совершенная и безопасная, ни разу не собрала аншлага, но всегда была к нему близка. Уже в первом домашнем матче с москвичами от высшей отметки в 10.300 человек её отделили всего 140 пустых мест. На остальных посещаемость чуть-чуть не добиралась до пятизначного числа. И вряд ли дело только в безумной любви рижан к своему клубу. Омский стадион почти всегда заполняется под завязку, хотя на полуфинал конференции стало приходить почему-то чуть меньше болельщиков. Питерский СКА собирал от 11.500 до 11.900 фанатов, но почему-то потерял три тысячи во второй игре со "Спартаком". Возможно, причиной был мужской праздник, проводившийся за день до этого матча. Обе арены очень современные и удобные. "Магнитка" выжала максимум из своих 7.700 мест только в игре с "Авангардом" – арена была даже немного переполнена. В остальном же аншлагов как не было, так и нет. Мытищинский семитысячник тоже заполнился лишь в четвертьфинале. Зато стабильные показатели у ярославцев – почти всегда на матч приходят 9.046 человек при общей вместимости в 9.070. Такая же непонятная ситуация и у "Салавата": здесь на хоккей всегда идут 7.950 конкретных людей, а 450 мест, согласно документам, остаются пустыми. Как три раза подряд уфимцы сработали с такой поразительной точностью, неизвестно. Дебютант КХЛ — "Югра" — не сумел привлечь на трибуны даже 5.500 болельщиков, чтобы оправдать свою вместимость. Та же история и с "Барысом": астанинскому клубу в домашних матчах недоставало сначала 30, а затем 530 человек. Хуже всего дела шли в Череповце – местный шеститысячник в трёх матчах добился средней посещаемости в 4.567 человек. "Лужники", убедившиеся в несостоятельности "Динамо" ещё в первом матче, отказались заполняться в двух оставшихся. Всего шесть тысяч из почти девяти возможных. Нечто похожее произошло и в "Сокольниках": на первом матче трибуны почти заполнились, на втором недосчитались четырёхсот фанатов. Совсем забыли про хоккей в Казани. Бог с ним с "Барысом", но когда на сверхпринципиальную дуэль с "Салаватом" приходит меньше шести тысяч – объяснению это не поддаётся. Да, в татарстанской столице играют ещё "Рубин", УНИКС, волейбольный "Зенит", бендийное "Динамо-Казань", ватерпольный "Синтез" и полдюжины женских клубов. Да, хоккейные болельщики привыкли, что настоящая борьба у "Ак Барса" начинается только в финале. Но неужели в миллионном городе не набирается и девяти тысяч преданных болельщиков? Не верю! А вот, например, в дорогие билеты, в трудности с их приобретением, неудобные места и отсутствие развлекательной программы верю охотно. Зато в Нижнекамске организаторы матчей каждый раз делали страйк – 5.500 мест заявлено, 5.500 человек приходило. Ещё лучше было в "Сибири", где на два матча пришли по 7.500 человек, превысившие вместимость арены. Статистика показывает, что лучше всего большие арены заполняются там, где к болельщикам относятся как к клиентам. Точнее, даже не так – как к дорогим гостям. В Минске и Риге – в первую очередь. Затем уже – в Омске, Петербурге, Уфе… Города можно пересчитать по пальцам. Во всех остальных якобы хоккейных регионах России даже нынешние, маленькие стадионы не заполняются до отказа. Особенно удручает ситуация в Москве, где фразу "хоккей – это шоу" забыли на генном уровне. И, думается, отстроенные многотысячники ничего бы кардинально не изменили. Не во вместимости стадионов дело, а в их техническом оснащении, удобстве и, самое главное, отношении к болельщикам. Строить арены энхаэловского размера в России можно, но если делать на них некачественные видеокубы, угловатые кресла, неудобные входы, плохие парковки, грязные сортиры, дорогие и убогие столовки, если на матчи нагонять ОМОН и СОБР в численности, превышающей загрузку стадиона, никто на них всё равно не придёт. А если придут, то не благодаря, а вопреки. Даже на "Ак Барс" – "Салават". Даже на "Металлург" – "Авангард". Мысль не новая, но почему-то до сих пор не дошедшая до наших хоккейных чиновников. Эти люди как будто всё ещё живут советскими идеалами. Догнать и перегнать Америку, выполнить пятилетку в три года, построить вторую НХЛ за 20 лет. Не понимая, что отстали от жизни безнадёжно, что безусловное первенство мы держим только в балете. Да и то не факт – не знаток я этого искусства. В довершение мне хочется привести отрывок из текста знаменитого игрока в покер Макса Каца, человека совсем не хоккейного. Выступающего в роли обычного, но очень наблюдательного болельщика. Его путевые заметки весной прошлого года вызвали у нашего коллектива целый набор эмоций – от восхищения до скорби. "Уже при входе на домашнюю арену хоккейных "Кингз" и баскетбольных "Лэйкерс" чувствуется отличная организация каждой мелочи. У меня есть с чем сравнивать. В Москве я, например, был на чемпионате мира в 2007-м. Там к этому времени построили новую хорошую арену, но всё равно в плане организации многое было сделано через одно место. Стадион от метро далеко, от автобусов – ещё дальше. Насчёт парковки ничего не скажу – был в то время без машины, но зная московские пробки… эх! А уж на самой арене что творилось: в зале толкучка, к металлодетектору толпа, за едой в перерывах очередь, в туалеты вообще заходить страшно… Всё дело, наверное, в ментальности. Тут исходят из принципа, что нужно сделать так, чтобы на хоккей кто-то пришёл. У нас же любые спортсооружения сделаны, чтобы никому не нужные болельщики подавились своим хоккеем-футболом, зато важный начальник оценил красоту и величие здания. У нас плохая организация мероприятий — это приемлемо. И проектирующие, и проверяющие исходят из того, что на хоккей идут те, кому надо на хоккей. Вот пусть и топают себе, как хотят, небось, не рассыплются. Тут же стадион сделан для того, чтобы обычные городские жители вечером после работы пришли и просто получили удовольствие. Не те, кому "надо" поддержать команду, кто "не может" без этого. А любой человек, заметьте – любой! Здесь цель не только не обслуживать желающих, но и привлекать новых людей". Источник: Чемпионат.ру
|